Парк Оленьи ручьи

"Оленьи ручьи" - уникальный природный парк, наверное, самый известный на Урале. Он создан в 1999 году и расположен в живописных местах Нижнесергинского района Свердловской области, вдоль низовий реки Серга. Идею создания охраняемой территории в виде национального природного парка активно продвигал биолог Александр Владимирович Добров, который поначалу действовал просто как энтузиаст-общественник, организовав вокруг себя команду студентов-биологов и геологов. Он и стал первым директором вновь созданного парка "Оленьи ручьи". Территория парка 12700 гектаров, на которых удивительно высока концентрация самых разнообразных и интересных природных объектов - скал, пещер, ручьев, реликтовых деревьев, родников.

А река Серга часто называется туристами "уменьшенной копией Чусовой", она и правда, такая же извилистая, местами бурная, с изобилием высоких скал и гротов. Широко известны такие достопримечательности парка, как пещера "Дружба" и Большой карстовый провал. Учеными обнаружены многочисленные стоянки древних людей у реки Серга, в пещерах. В разные времена люди здесь промышляли производством древесного угля, добычей железных руд и леса.

Не меньше водных и геологических объектов интересны растительный и животный мир парка Оленьи ручьи. В этих местах всегда обитало множество представителей копытных - когда-то давно - северные олени, благородные олени, а в наши времена - косули и лоси. Это нашло отражение и в самом названии парка, кроме того, символом "Оленьих ручьев" стало древнее изображение оленя со скалы "Писаная", сделанное охотниками тысячелетия назад.

Кроме оленей на территории парка водятся и медведи, и бобры, и лисы, и зайцы, белки, разные виды грызунов, лягушек. Большое разнообразие птиц - можно увидеть и услышать и черного дятла желну, и глухарей с тетеревами, и хищных канюков и коршунов. Вдоль реки живут цапли, разные виды уток и куликов. Несчетное число певчих мелких птичек всю весну и лето оглашают своими голосами окрестности. А зимой по лесу перелетают стайки снегирей, клестов, разных синиц, свиристелей...

Мы давно знали об "Оленьих ручьях", и хотели туда съездить, но так как место очень популярное, то мы планировали выбрать время, когда народу там поменьше - не в сезон, и в будние дни. К тому же и добираться туда вроде и не далеко, но не слишком удобно. В конце концов, наши планы осуществились, а о том, что мы увидели в "Оленьих ручьях", и где побывали - читайте ниже. Могу только сказать, что остались очень довольны путешествием.

Это третья часть рассказа о парке Оленьи ручьи, рекомендую начать с первой

День 3

Пирамида, пещера Дружба, Большой карстовый провал, озера и Миткинский рудник, скалы Ангел и Светлая, скала Священник, домик-гномик, скала Карстовый мост

Настал новый день в сказке. Проснулись в 7 утра. Я глянула на пакет с продуктами - прогрызен сбоку. Также прогрызен мешочек с козинаками, они кое-где надкушены. А на месте, где пакет стоял ночью под тентом, лежит еще кусок козинака, вытащенный проворной мышкой. Пришлось отдать все это богатство воришке - пусть доедает.

Поскольку мы сегодня покидали эту стоянку и планировали идти дальше, я сразу собрала в палатке вещи, а уже потом вышла делать зарядку. Мы позавтракали под навесом, сложили рюкзаки, и решили на прощание перед выходом искупаться. Мне не хотелось мочить купальник, поэтому я просто разделась, намылилась, и пошла в воду. И, как назло, тут же на скалах вверху раздались голоса. Я подумала, что не стану обращать на людей внимания, зашла поглубже в воду, и продолжила мыться и плавать. После меня и ребята искупались.

Надели мы рюкзаки, попрощались со стоянкой, и пошли переходить реку. Когда я первая вошла в воду, с берега из травы что-то большое с шумом плюхнулось туда, но я не успела заметить, что это было. Может, ондатра какая-нибудь... А вот в то время, когда мы уже вышли на другой берег, и стали подниматься по лестнице, Саша крикнул - смотрите! Я оглянулась, а там вдоль берега плывет чомга - вот кто это так громко нырнул! Крупная такая птица, больше утки, с длинной шеей и бордовой головой с хохолком. Она плавала и ныряла, не стесняясь нас абсолютно.

Поднявшись на скалы, мы отправились к смотровой площадке Пирамида, по пути любуясь видами. Несколько раз подходили к обрыву, заглядывали вниз. Погода была уже не такая жаркая, как в предыдущие дни, так что по лесу идти было очень приятно. Воздух заливался в наши легкие вместе с ароматами сухой травы, нагретой хвои, каких-то цветов. В одном месте явственно пахнуло жасмином - я удивилась, вроде бы жасмин в наших лесах не растет, да и не время ему цвести...

Вдоль дороги было много шиповника с яркими плодами, а дальше стоял старый, добротный смешанный лес с огромными березами, матерыми осинами, высокими соснами и пихтами, елей тоже было немало. Утоптанная тропинка кое-где была оборудована деревянными настилами в низинках, мостиками через канавки и ручьи, сейчас пересохшие. Иногда и скамейки со столами встречались. Во всем чувствовалась забота администрации парка об удобстве посетителей.

Мы миновали указатель с надписью "Большой карстовый провал", и через пару минут увидели здоровую воронку, а в нее спускалась металлическая лестница. Спустившись по ней, увидели, что дно воронки спускается налево, и внизу чернеет вход в пещеру, почти круглый, метров пять в высоту и ширину. Склоны обрывистые и поросли травой и мхом, а сам спуск даже на вид скользкий, с истертыми тысячами ног камнями.

У входа висела табличка, говорящая о том, что в каком-то там году здесь, в пещере, трагически погиб Латышев Алексей. У лесенки была небольшая площадка, где мы и сняли наши рюкзаки. Денис сказал, что слышал голоса внутри пещеры. И вскоре оттуда вышли мужчина с мальчиком-подростком. Александр спросил у них, как там, внутри? Мужчина сказал, что пройти можно метров двести, через три грота, но нужно непременно фонарик, потому что и скользко, и об камень головой приложиться есть варианты. Они поднялись по лестнице, и скрылись из вида.

Было решено, что сначала в пещеру пойдут Александр и Денис, а я останусь сторожить рюкзаки. Парни экипировались фонариками, и спустились. Но только я присела на камень и достала пилочку для ногтей, послышались голоса, и Денис вышел к лесенке. Александр из пещеры крикнул "Пусть Лена тряпочку возьмет!". Оказалось, что наш товарищ передумал идти в глубину, так как в пещере было прохладно, и он боялся простудиться. Либо испугался, а может, клаустрофобия у человека... Я взяла у него фонарик, вооружилась тряпочкой, и отправилась вниз.

Меня охватила приятная прохлада, только надо было соблюдать осторожность, так как влажные камни и песок скользили под ногами. Увидела силуэт Александра, и мы стали углубляться в пещеру, попутно все осматривая и снимая. Своды были из красивого, гладкого камня, окрашенного слоями, как пирог, в серый, светло-серый и темно-серый цвет. Чем-то это напоминало агат. И кое-где мерцали капельки, похоже на светлячков. А еще потолок пещеры был покрыт круглыми углублениями, как гнезда. Свет фонариков выхватывал из темноты, которая уже стала почти полной, таинственные складки, трещины, проходы и валуны.

Мы прошли два грота, и вроде бы уперлись в тупик, но Александр огляделся как следует, и нашел проход, довольно узкий, в следующий грот. Мы продолжили путь по пещере. Где-то капала вода. Коридорчик сворачивал налево и вниз. Дошли до узкого лаза, круто уходящего вниз в темноту. Туда уже лезть без снаряжения было глупо, да и испачкаешься весь - все стенки мокрые. И слышно, что в глубине течет вода. Так что мы повернули назад.

Тут произошла забавная ситуация - я шла первая, и поняла, что не узнаю коридора, что мы шли где-то не здесь. Все, заблудились, подумала я. Но Александр, когда мы вышли в большой зал грота, сразу его узнал - просто туда вели два коридора, вот и все. В пещере нам понравилось - было так тихо, уютно, и довольно просторно, высота потолка почти везде метров 3-5, и проходов-шкуродеров не встретилось, а гроты вообще как залы.

Мы выползли на свет божий, и сразу окунулись в жаркий летний воздух и солнечный свет. Пока надевали рюкзаки, снова подъехал наш знакомый на квадроцикле, Владимир Александрович. Он обрадовано поздоровался. Я спросила его, это Большой провал или все-таки пещера Дружба? Он ответил, что Дружба. Видимо, на указателе я не заметила стрелочку, и подумала, что здесь уже и есть Большой провал. Хорошо, что в пещере Саша снял два дубля - в одном сказал, что мы в пещере Дружба, а в другом - что в Большом карстовом провале. Мы поднялись по лестнице, и пошли дальше, к настоящему Провалу.

Миновали полянку со скамейками, по хорошей тропе вышли к еще одной большой воронке, метров 20 в диметре и глубиной метров 5-7. Она поросла травой, в ней торчала отколотая глыба. Если это и есть Большой провал, то где же рухнувшая лестница? Но тропинка вела дальше, и был еще один указатель со стрелочкой, так что мы пошли туда. И уперлись в действительно огромную воронку, с целый школьный стадион, и глубиной метров 20. Поглядели мы, пожали плечами - не сильно он нас впечатлил. Но тропа снова вела дальше.

На крошечной полянке у костра сидели парень с девушкой, мы их спросили, где тут Большой провал. Они показали прямо, дальше. И мы прошли дальше, оставив слева поляну со стояночкой - столы, скамейки, костровище. И вот слева от тропы мы увидели настоящий Большой карстовый провал. Гигантская расселина, больше девятиэтажки, расколола склон воронки с почти вертикальным отвесом. По стенам торчали большие клоки травы, мха, даже кусты. Внизу расселина вела в неглубокую, зато высокую пещеру, метров 10, наверное. Образовалась эта исполинская воронка после давнего обвала обширной карстовой пещеры.

С правой стороны от нас вниз вела железная лестница, два пролета которой были целы, а вот третьему, нижнему, не повезло - на него обрушился здоровенный кусок скалы, искорежив и похоронив под собой. И часть этой скалы еще не отпала, а нависала, грозя повторением катастрофы. На дне Провала громоздились камни, нападавшие от обрушения, и стволы деревьев, так что сейчас подобраться ко входу в пещеру было крайне затруднительно. Повсюду были развешаны таблички, что в связи с большими подвижками грунта просят не спускаться в Большой провал, так как скала может рухнуть в любой момент. Поэтому мы просто спустились по остаткам лесенки до того места, где начиналась опасная скала, а дальше уже не пошли.

Постояли, разглядели обрывистые стены, черный вход в пещеру, будто в преисподнюю... Дикое место. Александр еще поснимал Провал, а мы с Денисом, стоя у края воронки, представляли, как выглядело самое первое обрушение, когда образовался Провал - вот, наверное, эффектно было! Ровная земля в одну минуту вдруг с грохотом просела и раскололась... Саша к нам присоединился, и мы отправились к Миткинскому руднику. Он назван в честь немца-инженера Миткина.

Тропа стала уже, не такая натоптанная, а лес - более дремучим и могучим. Кое-где встречались упавшие исполины - ели и пихты. Пахло можжевельником. Часто через тропу была натянута паутина - видно, несколько дней никто здесь не ходил. В одном месте вспугнули большого тетерева, он пролетел мимо нас, как торпеда, с громким шумом. Александр еще заснял пару рябчиков. Потом с тропы на сосну взбежала потревоженная нами белка. Она смотрела на нас, потом рассерженно зацокала, и убежала наверх по стволу.

Слева от тропы виднелось какое-то свободное пространство, наверное, один из карьеров. Но тропа вывела нас сначала к другому карьеру, превращенному бобрами в большое стоячее болото, затянутое зеленой ряской, покрытое листьями водных растений. Отовсюду торчали поломанные стволы деревьев. Возле плотины бобров еще был мостик, и висела табличка "Водопад", на самого водопада не было - пересох. От него шла тропинка к следующему озерку. Мы разочарованно поглядели на заболоченный карьер, поняли, что чистой воды здесь нет, и пошли по тропе.

Следующее озеро, длинно вытянутое в направлении от первого, поразило нас своим цветом - зеленый с примесью молочного белого, как рассол от соленых огурцов. Ни купаться в такой воде, ни, тем более, пить ее, желания не возникало. Разве что поглазеть с берега. Хотя Владимир Александрович сказал, что вода в карьерах чистая, и многие ее пьют. Еще на этом озерце торчала интересная маленькая скала "Бараний лоб" - действительно, гладкий камень напоминал эту часть головы барана.

Дошли мы до поваленного бревна на взгорочке, между вторым и третьим озерами, и сняли здесь рюкзаки, хотели сесть и пообедать. Я прошла немного дальше, вышла к краю озера - а на другом берегу стоянка. Я вернулась к парням, и позвала их обедать там, с большим комфортом.

Мы обошли озеро, и оказались на поляне. Отсюда уходила дорога и пара тропинок. Было костровище и самодельная низкая скамейка. Остатки деревянного навеса. Мы сняли рюкзаки. Денис устроился на краю полянки, расстелив коврик. Вода в этом озере была тоже зеленая, но более прозрачная и без белесого оттенка, как-то поприятнее. У меня даже возникла мысль - а не искупаться ли? Но на дне местами торчали всякие коряги, да и дно оказалось немного зыбким, так что я не рискнула. Саша переобулся в сланцы, умылся. Я тоже ополоснула руки, и мы сели обедать.

После еще немного отдохнули, побродили по окрестностям. Выяснили, что от нашей стоянки до этого озера прошли 6 километров. Воды мы здесь питьевой нигде не нашли. Искать скважину, обозначенную на карте, смысла не было, в здешних дебрях поиск мог затянуться надолго. Мы собрались, и где-то без десяти минут три вышли в путь к скале Священник и нашей следующей ночевке у Карстового моста.

Я шла первая, а так как до выхода посмотрела карту и запомнила направление, куда нужно двигаться, то и пошагала по тропе, которая ему соответствовала. Иду, жду, когда меня мужчины догонят... Слышу - что-то тихо кругом, ни шагов, ни голосов... Думаю, может, я слишком быстро иду. Притормозила. Все равно никого. Ругнулась про себя, и пошла обратно, смотреть, где они потерялись. Где-то вдалеке раздался вроде бы крик. Я отозвалась и пошла на звук.

Только через несколько минут догнала Сашу и Дениса, которые, оказывается, пошли по другой тропе. И мне об этом сообщить как-то не позаботились. Сказали, что думали - я уже ушла туда же. Хотя вроде видели, что я пошла в другом направлении, направо, а не налево. Я высказала сомнения в том, что эта тропа ведет, куда нам надо. Она шла вокруг озера, и примерно туда, где был путь, которым мы сюда пришли от Большого провала. Но спорить не стала, подумала, что тропа потом завернет в нужную сторону.

Между прочим, она была гораздо хуже и менее натоптанная, чем моя. И вообще, только уже потом вспомнили, что хотели здесь еще посетить старую кузницу и какой-то рудничный механизм - вот туда, видимо, и вела моя тропа, а потом в сторону скалы Священник. Но хорошая мысля, как известно, приходит опосля... Дорожка петляла между всякими горками, деревьями, потом вышла на более широкую тропу, видно ту, которая ведет от пещеры Дружба.

Часть пути мы прошли по ней. Затем она свернула налево, а направо пошла узкая тропинка. Александр думал, что она-то и ведет к скале Священник. Мы перешли Миткинский ручей, совершенно пересохший. Тут и я решила, что идем правильно - ведь по карте его тоже надо было переходить. Но вот дальше тропа наша повернула параллельно ручью и реке Серге, и повела нас вниз с горки, по долине реки.

Я поняла, что выйдем мы не там, где планировали. Идти было неудобно, потому что по краям тропы стояли густые заросли шиповника, крапивы и сухой осоки, так что наши ноги, прикрытые только шортами, быстро покрылись царапинами и зудели. Да и руки тоже. Александр чуть не наступил на змею - здесь ползали гадюки. Через тропу все время скакали лягушата разных цветов и размеров. И еще мы пару раз вспугивали рябчиков. Жизнь в лесу кипела.

Мы все искали своротки направо, в нужную нам сторону, но попадались только еле заметные следы того, что кто-то здесь прошел разок. А так справа возвышались только разнообразные небольшие скалы и горки, покрытые лесом. Слева расстилалась травянистая долина с кустами ивняка. И вот мы вышли к Серге практически к стоянке у подвесного моста. Остановились под навесом, достали карту, и стали решать, что делать дальше.

Вариантов было два: или возвращаться к Миткинским озерам (два километра по той же колючей траве), выбирать там нужную тропу и идти к Священнику, или идти по основному маршруту - вернуться к скале Дыроватый камень, потом мимо Ангела и дальше. Тоже два километра с копейками. Но зато там можно было быть уверенными, что идем, куда надо. А у Миткинских озер снова можно было свернуть "не туда", и бродить так до завтрашнего дня...

Александру хотелось вернуться к Миткинскому руднику. А мы с Денисом проголосовали за проверенный путь. Саша подчинился решению большинства, и мы перешли подвесной мост обратно. Людей в парке прибавилось - была вторая половина дня пятницы. Небо покрыто было облаками, солнце не светило, но это было нам на руку - не жарко идти. Мы прошли до ручья под скалой Ангел, и там набрали во все бутылки воды и напились от души. Отдохнули в беседке на скале Светлая.

Там на своем верном квадроцикле к нам подъехал Владимир Александрович. Удивился, что мы уже здесь, спросил, куда планируем дальше - домой? И был потрясен ответом, что мы к скале Священник, а потом еще к Карстовому мосту. Это же все Оленьи ручьи обошли! Видимо, большая часть посетителей выбирает какое-то одно направление. На всякий случай я уточнила, по какой дороге идти к Священнику. Он указал на техническую дорогу - широкую грунтовку, и сказал, что потом надо свернуть направо и выйдем к Серге у скалы.

Пошли мы по дороге. Поначалу она была ничем не примечательна, обычная лесная дорога. Но дальше начались всякие интересные объекты: справа росли кусты ракиты в виде гигантского паука с восьмью лапами, ближе к берегу реки попалась нам стоянка с навесами в здешнем стиле. И с нее уже был выход к скале Священник и броду. Сама скала ничего особенного не представляла, не слишком высокая и эффектная, но симпатичная, она стояла на противоположном берегу Серги.

К броду пришлось пройти налево по берегу немного по длинной отмели. Он был совсем мелкий, нигде выше щиколоток вода не поднималась. Сланцы я доставать и надевать не стала, перешла прямо босиком. Правда, камешки немного кололи ступни, но терпимо. На другом берегу стоял какой-то знак с красной надписью. От поляны у брода отходили две тропы. Одна, как гласил знак, на Миткинский рудник, а вторая - вдоль берега вверх по течению Серги, на Карстовый мост. Мы немного отдохнули здесь, и отправились дальше по берегу. Саша отстал от нас с Денисом, хотел поснимать виды.

По широкой долине параллельно реке мы бодро шагали, любуясь окрестностями. В кустах повсюду крякали утки, порхали птички, перелетали над водой цапли. По тропе сновали какие-то мышки. Вот впереди показался игрушечный домик. Черный, закопченный, и такой маленький, что войти туда можно было, лишь сложившись вчетверо. Просто жилье для гнома, да и только. Через приоткрытую дверцу были видны полати и печка внутри. Снаружи в сенях - дровишки, канистры для воды. Вероятно, зимой домишко засыпает снегом по самую крышу. Рядом стояли стол и скамейка.

Денис все ждал, когда тропа свернет направо. Но она упрямо шла прямо вдоль реки. И вот, наконец, поворот направо, и мы оказались на пригорке, на развилке двух троп. Та, что направо, вела куда-то в лес, а налево - куда-то вниз. Реки там не было видно. И мы пошли налево. Метров через триста уткнулись прямо в реку - оказывается, она здесь делала петлю вправо. Ее можно было перейти вброд, но дальше никаких тропинок видно не было. Пришлось возвращаться к развилке, и идти направо.

Сначала указатели говорили нам, что мы идем на Миткинский рудник, но следующий уже гласил, что впереди Карстовый мост. Лес вокруг был глухой, старый, шли долго. Дорога была то в горку, то под горку, под сводом густых крон сумрачно. Мы уже немного уставать начали. В одном месте вспугнули штук пять рябчиков, которые с треском, как петарды, разлетелись во все стороны. Взобрались на какую-то горку. Денис предположил, что мы идем по верху Филаредова камня.

Скоро тропа свернула круто налево и резко вниз. По крутому спуску мы осторожно прошли до берега реки Серга. Там была небольшая полянка с поваленным бревном и костровищем, с нее был виден налево брод, а направо подальше - подвесной мост. К нему пройти можно было или по верху скалы, что было затруднительно, или по тропе, огибающей скалу по лесу. Денис пошел туда первым на разведку, а я еще Александра подождала, пока он снимал.

Тропа вначале вела прямо по дну пересохшего ручья, потом ручей повернул направо, а тропа поднялась выше на гору. Мы увидели вход на подвесной мост и тут же вход на скалу Карстовый мост. Можно было и подняться на ее вершину, и спуститься по металлической лестнице вниз, туда, где у самой воды в скале была сквозная арка, самая большая. Еще мы заметили штуки 3 арок и окон поменьше.

Сначала мы взошли на вершину, высота скалы около 40 метров. Увидели подвесной мост и Дениса на нем, три большие поляны со стоянками на другом берегу, несколько прекрасных обширных отмелей. На стоянках было много людей. Река загибалась здесь змейкой. От стоянок уходила на Бажуково широкая дорога. Здесь было много воздуха, обзор ничего не загораживало. Сама вершина представляла собой узкий метровый перешеек с тремя горбатыми вершинками. Здесь можно было ходить, камни были довольно ровные.

Денис прокричал нам вопрос, где будем вставать? А мы еще не знали. Александр посоветовал ему сходить на разведку, где лучше, и собрать дров пока, если получится. Но Денису явно не хотелось таскаться с рюкзаком по делам...

Александр стал снимать виды, а я немного побродила, и решила идти вниз. Там-то были просто чудеса. Через окошки в скале видно было небо и реку. Сама светло-серая скала стояла, подобно стене с большой аркой внизу. Туда я спустилась по лестнице, и попала на маленькую площадку, метров 6 на 3, где у ног плескалась чистейшая вода Серги. Потом я залезла к одно из окошек к скале, хотя это было рискованно - камешки сыпались под ногами.

Затем мы поднялись наверх, надели рюкзаки, и спустились на подвесной мост. Он был довольно широк, можно даже двум людям с рюкзаками разойтись. И высокий. Вид с него прекрасный, особенной на Карстовый мост - скала открывается во всей красоте, немного похожая на слона. Назывался он "Мишкин мост", по фамилии спонсора строительства этого моста, он руководитель АвтоАудиоЦентра, так что это "с благодарностью к этим местам от коллектива и лично Мишкина (имя не помню). Надо сказать, что многие инженерные объекты в парке имеют названия по именам благотворителей - Капрелянов мост, магистраль Поста и другие.

Присоединились мы к Денису, и направились налево, к большой отмели в отдалении от главных стоянок. Сверху мы видели, что людей там нет. Тут выяснилось, что не обязательно ставить палатки на отмели у воды, здесь была обширная поляна, а на ее краю - хороший большой навес и костровище. И разлапистые ели, под которыми удобно разместится хот пять палаток. Саша посомневался немного насчет комаров, но я постаралась его переубедить, что травка вся вытоптана, и зато не будет холодно от воды. Так что мы остались здесь.

Достали вещи под навесом, стали готовиться к ужину. Денис сварганил костерок, чтобы подогреть плов в банке. Всего за этот день от нашей стоянки у Писаницы мы прошли 16 километров - не так уж мало! Пока мы ужинали и разбирали вещи, на поляну бодрым шагом весело вошла группа людей, человек 7. При виде нас мордочки у них немного вытянулись, и группа сбавила шаг, видимо, решая, стоит ли идти дальше? Все же решившись, они прошли сначала на отмель у реки, а потом вернулись с нее и остановились на дальнем краю поляны, свалив рюкзаки в кучу. А сами снова скрылись на отмели за кустами.

Чуть позже один из их парней прошел мимо нас, спросив, где здесь можно собрать дров. Мы ему указали направление в лесу, где их побольше. А сами продолжили ужин. Александр, отправляясь к реке помыть руки, решил сделать жест доброй воли, и предложить туристам воспользоваться нашим, уже готовым, костром, чтобы не возиться со своим. И вот тут-то выяснилось, что народ ждал, когда мы уйдем... Они не увидели палаток, и подумали, что мы собираем вещи. А планировали-то встать именно на наше место у навеса, здесь же намного удобнее. Узнав, что мы собираемся ночевать, опечалились. Ну, что делать, стали ставить палатки там, на поляне, ближе к реке.

Через некоторое время начал накрапывать дождик. Мы успели поставить палатки еще по сухой погоде. У Дениса вообще место вышло козырное - под густыми сосновыми кронами, там и ливень не страшен. Не зря долго выбирал!

Мы посидели у костра, пока кипятились наши котелки, стало темнеть, дождь усилился. Я подумала, что надо сходить искупаться, пока еще что-то видно и дождь умеренный. Переоделась быстренько в купальник, и пошла. Было очень смешно, когда я проходила мимо группы отдыхающих. Они стояли у своих палаток тесной кучкой, светя фонариками, все в куртках и вязаных шапках. И тут идет раздетая девушка с явным намерением окунуться в воду, да еще практически ночью. Глаза у них стали большими и изумленными...

Я прекрасно поплавала, дно удобное, достаточно глубоко, водичка теплая, и течение не большое... Продефилировала мимо туристов обратно, и встала у нашего жарко горящего костра - греться. Александр и Денис сидели под навесом, разговаривали. А я подумала - не пора ли мне прилечь? И отправилась в палатку.

Только угнездилась и закрыла глазки, как наши соседи всей толпой приперлись под навес, с едой, вином и очень веселым настроением. Дождик, говорят, мы там промокли, так что у вас посидим. И началось - люди не просто жарили сосиски и ели, но, выпив вина, еще и громко разговаривали и постоянно громко смеялись. Особенно раздражали высокие писклявые голоса парочки девиц. Уснуть при таком аккомпанементе было затруднительно.

Александр тоже забрался в палатку, предварительно искупавшись. Купался, кстати, с фонариком на лбу... Экзотика. А когда Денис пошел на отмель умываться, он увидел лису. Сначала не понял, что за огоньки светятся? А потом разглядел довольно пышный хвост. Между прочим, рано утром она тявкала неподалеку от наших палаток, видно, мышей здесь ловила.

Александр наивно думал, что люди, увидев, что мы пошли спать, поймут и отправятся восвояси, но куда там! Никто не собирался завершать банкет. Так что пришлось Саше высунуться и попросить уже не шуметь. Большая часть отнеслась к просьбе с пониманием, только одна какая-то девушка пробурчала: "Вы же тут не одни на природе!" Хорошо, что Саша ее не расслышал. Ну, хочу добавить, что их уход мало чем нам помог - они и оттуда замечательно орали. Вино, видать, в жилах играло... Хорошо еще, что дождь их в конце концов разогнал.

Продолжение рассказа о нашем путешествии по парку Оленьи ручьи

Как добраться до парка Оленьи ручьи, и другая полезная информация

Первый вопрос, возникающий у людей - как добраться до парка "Оленьи ручьи"? Если Вы планируете ехать на личном автомобиле, то все просто. Ехать нужно до поселка Бажуково, который расположен недалеко от города Нижние Серги на отрезке дороги Дружинино-Михайловск, от Екатеринбурга около 120 км. С дороги есть свороток, если проехать по нему два километра - окажетесь как раз на проходной парка.

Если Вы добираетесь общественным транспортом, то все будет чуть сложнее. От Екатеринбурга ехать нужно на рейсовом автобусе "Екатеринбург-Михайловск", и попросить водителя высадить Вас у поворота на Бажуково, и там два километра пешком. Либо на электричке, но они ходят вроде только в летний период, и только в выходные. В остальные дни нужно делать пересадку в Дружинино.

На входе в парк Вам нужно будет оплатить билет. Стоимость входа по отношению к полученному удовольствию совсем невысока, и мы не пожалели отданных денег, потому что в парке их действительно тратят на благоустройство и поддержание чистоты. К билету Вам выдадут и карту маршрутов. Во время нахождения в парке Вы можете пользоваться стоянками, если есть личная палатка, а также навесами, беседками, скамейками, туалетами и костровищами.

Если у Вас нет палатки, и Вы любите более комфортный отдых, можно снять номер в гостиничных комплексах парка или частных домиках для туристов в поселке и на кордонах. Кстати, в районе входа в парк и в поселке Бажуково, есть достаточное количество вполне приличных кафе и закусочных, так что голод Вам не грозит.

Когда едет большая группа туристов, то есть смысл заказать сопровождение экскурсовода, который Вам покажет все достопримечательности парка и расскажет о них много интересного. К слову сказать, маршрутов экскурсий несколько, они разные по протяженности и охвату объектов "Оленьих ручьев", можно выбирать в зависимости от времени, которым Вы располагаете, и от степени физической подготовки участников прогулки. В Екатеринбурге есть представительство парка, где Вы можете узнать интересующие подробности посещения, заказать экскурсовода или забронировать номер.

Для любителей велосипедного туризма нет никаких ограничений, но я бы посоветовал ехать в сухую погоду, так как большая часть тропинок и дорожек парка земляные, и после дождя ехать будет скользко. И надо быть готовым к сложностям пересеченной местности, гористому рельефу и большому количеству ручьев, мостов и лестниц. И еще учтите, что в выходные дни в парке полно народу, так что ездить в толпе по узким тропинкам будет не слишком удобно. Это верно и для пеших туристов.

Парк "Оленьи ручьи" можно посещать и зимой, в это время года там оборудованы лыжные маршруты, а снег на основных пешеходных дорожках утрамбовывают снегоходами, и ходить комфортно. Если Вы отправляетесь в "Оленьи ручьи" в мае-июне, будьте готовы - там очень много клещей, так что нужно принимать меры защиты.

Как и в любом парке, в "Оленьих ручьях" действует ряд ограничений: нельзя рубить деревья, срывать цветы и другие растения, устанавливать палатки и жечь костры не на территории специально оборудованных стоянок, которые отмечены на карте. Поэтому перед входом в парк лучше ознакомиться с правилами поведения в нем. Если Вы планируете посетить пещеру "Дружба", с собой обязательно надо взять фонарик. И конечно, непременно захватите фотоаппарат или видеокамеру!

Вид со скалы Лягушка в парке Оленьи ручьи

Фото: Черников Денис

Схема парка Оленьи ручьи

Оленьи ручьи или три дня в сказке